Городище - прикольный городок!

Объявление

Мини чат!

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Городище - прикольный городок! » Новости » Приметы на Благовещение


Приметы на Благовещение

Сообщений 1 страница 9 из 9

1

http://img1.liveinternet.ru/images/attach/c/4/79/140/79140699_4242220_432559842.gif

Христиане восточного обряда отмечают Благовещение 7 апреля, западного - 25 марта.

В народе получило название "третьей встречи весны" (после Сретения и Сорока Мучеников). Считается, что весна в этот день окончательно поборола зиму, Бог благословляет землю и открывает ее для сева. По народным представлениям, только после Благовещения можно было начинать полевые работы. Раньше же беспокоить "землю считалось большим грехом.

Приметы на Благовещение.

- На Благовещенье никому ничего не давать - иначе в дом придет бедность. Считалось, что тот, кто в Благовещение отдавал из дома, тратил на чужих семейный покой и мир.
- Если в Благовещение от утра до полуночи назвать мужа сорок раз "милый", весь год муж будет любить и холить.

- В Благовещенье не следует ходить в парикмахерскую, а также не рекомендуется делать что-либо с волосами и даже причесываться, «Птица гнезда не вьет, девица косы не плетет
- Нельзя на Благовещение надевать новую одежду, в противном случае ее порвешь или испортишь
- На какой день недели приходится Благовещение, в тот круглый год никакого нового дела не начинать. Например, если Благовещение пришлось на пятницу, то дела не начинают ни в одну пятницу в течение всего года

С Благовещенья никто и никогда не станет сеять, чтобы не накликать неурожая. Есть даже поверье, что в какой день случится этот праздник, тот полагается несчастным для посевов и пахоты, а следующий за ним - самый удачный и счастливый...

Огонь стараются не зажигать ни в этот день, ни накануне, и вообще, с этого дня считается грехом сидеть и работать с огнем по вечерам, иначе праздник, обиженный и непочтенный, накажет тем, что напустит на пшеницу головню, на пчел - ленивое роенье, и удачлив будет тот, кто догадается в этот день сжечь несколько щепоток соли в печи, а также и тот, кто с Благовещенья начинает спать в клети, так как жженая соль имеет целительную силу в горячках и лихорадках, а спанье на холоде, вообще, обеспечивает здоровье, укрепляя его...

Если хозяйка [на Благовещенье] между праздничной заутреней и обедней возьмет помело и сгонит с насеста кур, то к Светлому празднику они уж постараются нестись, чтобы приготовить к празднику свеженьких яиц для христосованья."Каково Благовещенье проведешь, таково и весь год; почему воры заворовывают в этот день - для счастья.На суровую пряжу не глядят...

Под дымом не сидят, т. е. не готовят горячего и печи не топят.

В какой день недели Благовещенье, в тот во весь год никакого дела не начинать.

На Благовещенье мороз - к урожаю яровых.На Благовещенье мороз - урожай на огурцы.

На Благовещенье дождь - родится рожь.Гроза на Благовещенье - к теплому лету и к урожаю орехов.Выносят пчел из омшеника.Благовещенье без ласточек - холодная весна.

Накануне Благовещенья сеют горох" ."Исстари на Руси заведено, чтобы в этот день освобождать птиц на волю. В Москве этот обряд [совершался] ... против Охотного ряда. Сюда с утра приходит народ, покупает птиц и своими руками выпускает их из клетки на волю. Прежде на исполнение этого обычая стекались со всех сторон и только одна темная ночь прекращала сборище.

Под Благовещенский вечер наши поселяне приходят в подвалы с кочаном капусты и кладут на землю скрытно от всех. Этот кочан должен быть первый, сорванный осенью с гряды. На другой день, возвращаясь от обедни, рассматривают кочан. Говорят, что будто счастливцы находят в нем семена, от которых родившуюся капусту никакой мороз не убивает.

С сего вечера молодые поселяне переселяются с новыми постелями в холодные клети; в избах остаются старики, больные и дети.

Пожилые женщины находят нужным в этот день пережигать соль в печи. Эта соль, по их мнению, оказывает чудеса в разных болезнях. С этою солью они из хлебного теста пекут бяшки, небольшие булки, назначаемые ими для излечения скота.

Если на Благовещенье будет день красный - ... этот год будет пожарный. Если пойдет дождик - ... год будет грибной, а рыболовы надеются на удачный лов рыбы .

"На Благовещение солнечный день пшеница уродится; если звезд мало на небе, то яиц мало будет.Нельзя на Благовещение надевать новую одежду, в противном случае ее порвешь или испортишь.

Под Благовещение огней в избах всю ночь не тушат - лучше уродится лен, иначе молния все повыжжет.

Благовещенскую золу сохраняют для капусты и других огородных растений, когда они портятся, то посыпают их этою золою.Среди некоторых крестьян существовало убеждение, что "день Благовещения - день несчастный: ссоры, скандалы и всякие недоразумения происходят".Икону Благовещения ставят "в кадку с яровым зерном, предназначающимся для посева, приговаривая при этом:"Мать божья!Гавриил-архангел!Благовестите,Благоволите,Нас урожаем благословите:Овсом да рожью,Ячменем, пшеницейИ всякого жита сторицей!"Кто на Благовещение счастливо играл в орлянку, тот весь год будет выигрывать деньги в эту игру" .

Благовещенье - большой христианский праздник.

0

2

По писанию в этот день (7 апреля по н.с.) Архангел Гавриил возвестил Деве Марии, что она родит Спасителя Мира.

Много традиций и обычаев существовало на Благовещенье!

Благовещенье все встречают с радостью, ликует и природа.
Говорят, что Солнце 3 раза в году играет на Рождество, Благовещенье и Пасху.

По поверью Благовещенье отмечают даже ангелы на небесах, а грешников в аду перестают мучить.

В этот день принято не затевать работы, запрещен был любой труд. Даже девица на Благовещенье кос не заплетала. Кукушка без гнезда осталась, т.к. пыталась его на Благовещенье свить.

В народе считалось, как проведешь Благовещенье, так и весь год пройдет.

По традиции Благовещенье считается днем открытия земли, пробуждения природы от зимнего сна.
Поэтому принято было совершать очистительные обряды: прыгали через костер, сжигали соломенные постели, умывались талой водой, чтобы снять все хвори, окуривали зимнюю одежду.

Чтобы защитить скот от хищников, на Благовещенье шумели, звонили в бубенцы, грохотали тазами. Считалось, что на какое расстояние распространится звук - на том и зверье лесное держаться будет.
Змей и грызунов отпугивали, сжигая мусор с огорода.

Существовал обычай ставить в кадку с водой икону Благовещенья и молить ее об урожае. А кусочки Благовещенской просфоры зарывали по углам поля и брали с собой на сев.

Вода, освещенная на Благовещенье, могла поднять на ноги больного, считалась исцеляющей.

В некоторых местах на Благовещенье отпускали на волю птиц.

В Благовещенье лучше не уделять особого внимания прическе, будет лезть волос.

Сказано:
"птица гнезда не вьет, девица косы не плетет.

0

3

Приметы:

Благовещенскую золу сохраняют для капусты и других огородных растений, когда они портятся, то посыпают их этою золою.
Благовещенье — птиц на волю отпущенье.
Благовещенье — самый большой у бога праздник.
Благовещенье без ласточек — холодная весна.
В Благовещенье мороз — под кустом овес.
Ведро в Благовещенье — к пожарам.
Весна до Благовещенья или недели не достоит, или неделю перестоит.
Весна зиму поборола.
Выходят из нор барсуки и еноты, из трухлявых пней - ежи, из куч - лесные муравьи.
Если благовещенье холодное - жди сорок морозов по утрам.
Если в день Благовещенья ветер, иней и туман — к урожайному году.
Если ветер, иней и туман - к урожайному году.
Если на Благовещение курица или гусь снесет яйцо, из последнего высиживается урод или калека.
Если на Благовещение небо безоблачное и солнце яркое - быть лету грозовым.
Если на Благовещенье красный день, то год будет грозный и пожарный.
Если ночь теплая, то весна будет дружная.
Если снег лежит на крышах, то в поле ему лежать до Егория (6 мая).
Зимний путь рушится за неделю до Благовещенья или неделю спустя.
Каково Благовещение, такова и святая (Пасха).
Каково Благовещенье проведешь, таково и весь год.
Коли в Благовещенье снег на крышах есть, так будет еще на Егорья в поле.
Коли ночь на Благовещенье теплая, то весна будет дружная.
Кукушка без гнезда за то, что завила его на Благовещенье.
Мокрое Благовещенье — грибное лето.
На Благовещение весна зиму поборола.
На Благовещение гроза - к теплому лету и урожаю орехов.
На Благовещение птица гнезда не вьет, девка косы не плетет.
На Благовещенье дождь — родится рожь.
На Благовещенье и на Пасху грешников в аду не мучают.
На Благовещенье мороз — урожай на грузди.
На Благовещенье на суровую пряжу не глядят (запрет работы).
На Благовещенье сжигают зимние постели (солому) и перебираются спать в клеть.
На Благовещенье солнечный день — пшеница уродится: если звезд мало на небе, то яиц мало будет.
На Благовещенье хороший улов рыбы.
Нельзя на Благовещение надевать новую одежду, в противном случае ее порвешь или испортишь.
Окуривают дымом одежду от зимы.
Первые грибы вырастают на пригорке - к летним дождям, поселились в ложбинке - к суше.
Под Благовещение огней в избах всю ночь не тушат — лучше уродится лен, иначе молния все повыжжет.
Под дымом не сидят (т. е. не готовят горячего и выходят спать в сени, в клети).
Покров не лето, Благовещение не зима.
С Благовещенья огня не дуют (дня прибыло, утром и вечером светло).
Третья встреча весны.
Цыган на Благовещенье шубу сымает (продает).

0

4

7 апреля (25 марта ст.ст.). Благовещение; праздник, посвященный дню Благовещения Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии.

В христианских религиозно-мифологических представлениях праздник Благовещения Пресвятой Богородицы воспринимался как "начальный момент истории очеловечивания бога, т.е. земной жизни Иисуса Христа"; он был одним из великих двунадесятых праздников и посвящался дню, когда архангел Гавриил известил деву Марию о будущем рождении Христа.

Согласно евангельскому повествованию (Лук.1, 26-38), аргангел Гавриил, посланный Богом к деве Марии в Назарет (где Мария вела девственную жизнь в доме Иосифа Обручника), сообщил ей, что у нее родится сын Иисус, и это будет мессия и сын божий: "В шестой же месяц послан был Ангел Гавриил от Бога в город Галилейский, называемый Назарет, к Деве, обрученной мужу, именем Иосифу, из дома Давидова; имя же Деве: Мария. Ангел, войдя к Ней, сказал: радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами. Она же, увидев его, смутилась от слов его и размышляла, что бы это было за приветствие. И сказал Ей Ангел: не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога; и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус. Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; и будет царствовать над домом Иакова во веки, и Царству Его не будет конца". Услышав это, Мария спросила ангела, как исполнение этого совместимо с соблюдением избранного ею девственного образа жизни; Гавриил разъяснил ей, что младенец будет чудесно зачат "по действию духа святого" без разрушения девственности матери, и тогда Мария ответила смиренным согласием: "Мария же сказала Ангелу: как будет это, когда Я мужа не знаю? Ангел сказал Ей в ответ: Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим. Вот и Елисавета, родственница Твоя, называемая неплодною, и она зачала сына в старости своей, и ей уже шестой месяц, ибо у Бога не останется бессильным никакое слово. Тогда Ма-рия сказала: се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему. И отошел от Нее Ангел".

В евангельском тексте не сказано прямо, но предполагается, что миг, когда Мария выразила свое согласие, и был мигом девственного (непорочного) зачатия: как при сотворении мира слово Бога "да будет" привело к созданию бытия, так и ее слово "да будет" низвело Бога в мир. В церковной традиции послушание Марии, ее приятие воли Господа, противо-поставлялся непослушанию Адама и Евы, результатом которого стало грехопадение человечества. Дева Мария как "новая Ева" искупила грех "первой Евы" и начала "возвратный путь к утраченной жизни в единении с Богом"; поэтому Благовещение и явилось для христиан "суммирующим предвосхищением" спасения людей.

0

5

У славян Благовeщение считалось третьим по значимости и величине праздником, главным после Рождества и Пасхи . В соответствии с этим, крестьяне уверяли, что праздник Благовещения отмечают все на небе, на земле и даже в подземном мире (по поверью, в этот день, как и на Пасху, грешников в аду не мучают, давая им отдых), и само солнце, радуясь благой вести, "играет" (т.е. переливается разными цветами) на восходе. По народному убеждению, даже всякая неразумная тварь чествует этот великий праздник, а особенно радостно встречают его птицы (т.к. они, в силу своей небесной природы, ближе всех к Богу); поэтому на Благовещение принято было "птицам волю давать", т.е. выпускать их из клеток на свободу, "чтобы они пели во славу Божию" и принесли счастье тому, кто их освободил.

В народном календаре праздник Благовещения был одной из четырех ключевых точек года и соответствовал весеннему равноденствию, отмечая начало весны и день "отворения земли", пробуждение ее от зимнего сна . Русские говорили: "На Благовещение весна зиму поборола", "Цыган на Благовещение шубу продает", "Покров не лето, Благовещение не зима" и т.п. Сербы считали, что зима длится до Благовещения, а чехи - что Благовещение "возвещает весну, но не прогоняет зиму"; зап. украинцы полагали, что зима на Благовещение третий раз встречается с весной (первые два раза - на Сретенье и на день Сорока мучеников) и что в этот праздник "лiто зовсiм переможе зиму". По народному убеждению, "на Благовещение выходит из земли тепло" (Македония) и день увеличивается настолько, что птица может "девять раз свить и развить гнездо" (Черногория). Практически у всех славян верили также, что на Благовещение из раскрывшейся, "растворенной" земли выходят на свет гады (змеи, лягушки, мыши, насекомые и пр.); с этим же днем связывалось и появление на земле нечистой силы, а также пора прилета весенних птиц (ранее считалось, что они прилетают в этот день из рая, Ирия) и пробуждения насекомых (мух, пчел и пр.) и медведя .

Ко дню Благовещения повсеместно приурочивались многочисленные обряды встречи весны. Так, например, в Белоруссии молодежь в этот день забиралась на возвышенные места, на крыши бань, овинов, на поленницы дров и "гукала", "зазывала весну". Специально к этому обряду в каждом доме поутру пекли пироги, а после обеда парни и девки брали себе по куску, выбирали где-нибудь на припеке (чаще всего - у бани, на кострике или на бревнах) местечко и молились Богу, а потом кто-нибудь запевал: "Благослови, Боже, нам весну гукати!", и все собравшиеся подхватывали: "Ай лели-лели, гукати! / Весна красная, теплое ле-течко! / Ай лели-лели, теплое летечко! / Малым деточкам вынеси, весна, по яичечку!.." и т.д. После этой долгой песни все садились в кружок и пили (нередко крепкие напитки - пиво, а то и водку), ели пироги и начинали новые, круговые песни: "Уж ты, ластовка, ты косатая, / Ай лели-лели, ты косатая! / Ты возьми ключи, лети на небо. / Ай лели-лели, лети на небо! / Ты запри зиму, отомкни лето. / Ай лели:" и т.п.

У всех восточных славян к Благовещению приурочивался обычай разжигания ритуальных костров, символизировавших возрождение солнца и весеннее потепление (это называ-лось "палить зиму" и "греть весну"). Костры эти, непременный элемент ритуала "закликания весны", разжигали обычно на возвышенностях, на холмах за селом, а потом водили вокруг хороводы, пели песни и прыгали через огонь. Кроме того, во многих местах "пускали огонь по воде" - зажигали костры из соломы, старых лаптей и пр., раскладывая их на бороне, а за-тем пускали эту борону на воду и сплавляли по реке.
Благовещенье представлялось в народе днем полнейшего покоя и совершенной свободы от всяких дел . В этот день величайшим грехом считалась самая легкая работа, даже отход или отъезд в дорогу на заработки. Любая работа на Благовещение, по народному убеждению, могла вызвать гнев Божий и навлечь на виновников всяческие беды: так, например, у укранцев и белорусов на Благовещение во избежание засухи и градобития строго запрещалось печь хлеб и вообще топить печь и готовить еду, чтобы "не запечь землю" . Женщины в этот день избегали расчесывать волосы, чтобы куры летом не "расчесывали" грядки ; а де-вушки не плели кос, чтобы летом не заплутать в лесу. Кое-где запрещалось работать и накануне Благовещения: например, в некоторых русских областях считали, что если сновать на Благовещение, то можно "засновать дождь" на все лето - "хмары сноваться будут, перуны (молнии) будут бить"; в тех же местах на Благовещение очерчивали вокруг дома круг, чтобы не ударила молния. По народному убеждению, "на Благовещение и птица гнезда не завивает"; по старинной легенде, кукушка не имеет своего гнезда именно потому, что завила свое гнездо на Благовещение и Бог покарал ее за то, что она работала в тот день, когда "даже глупая курица на такую работу не пускается" . По другой версии, в кукушку Господь превратил девицу, которая пряла на Благовещение.

0

6

Очень строго соблюдался на Благовещение и запрет на половую связь, на супружескую близость и пр., так как этот "нечистый процесс" мог оскорбить Господа в его светлый праздник . Собственно, половые сношения запрещались во все мало-мальски значимые праздники; при этом считалось, что виновные в нарушении запрета будут строго наказаны высшими си-лами: на них падет неурожай, болезни, бесплодие и т.д. Во многих местах верили, что ребенок, зачатый в канун Благовещения или иного великого праздника, станет колдуном, а ребе-нок, родившийся в самый праздник, всю жизнь будет неудачником, "непутевым" или злоде-ем, либо будет рожден с каким-либо телесным недостатком. Несчастливая участь в подобных случаях угрожала не только людям, но даже и животным: так, украинцы полагали, что ягненок, теленок или поросенок, родившийся на Благовещение, будет с изъяном ("Из благо-вiсного теляти добра не ждати"), а по белорусскому поверью, такой теленок "не уйдет от волчьих зубов" .

В древнем русском быту с праздника Благовещения, воспринимавшегося как начало весны и оживания природы (а следовательно, и полевых работ, т.е. как бы нового этапа в жизни земледельца), считали начало года (который в некоторых местах так и называли - "благовещенским"). Соответственно, народные поверья гласили, что Благовещение, подобно Рождеству или Новому году, предвещает и магически предопреде-ляет весь грядущий год: "Каково Благовещение проведешь, таково и весь год". В связи с этим, ко дню Благовещения приурочивалось мно-жество обрядов и примет, связанных с "магией первого дня". Так, например, в Болгарии и Македонии, да и у восточных славян тоже, на Благовещение, как и на Новый год или Рождество, старались быть сытыми, здоровыми, хорошо одетыми , иметь при себе деньги (которые полагалось пересчитать или позвенеть ими при первом куковании кукушки) и т.д.; тогда, по народному убеждению, весь год будешь сытым, здоровым и богатым. Чтобы быть быстрым, "легким" и здоровым весь год, в Полесье на Благовещение рано утром обегали вокруг дома, а в вост. Сербии и ю.-зап. Болгарии качались на веревках, привязанных к деревьям, и обязательно ели рыбу "для здоровья". У болгар, поляков и русских воры на Благовещение "заворовывали", т.е. стремились осторожно и незаметно украсть хотя бы ка-кую-нибудь безделицу, чтобы потом весь год пользоваться удачей в своем ремесле (так как если вора не поймали в этот день, то считалось, что он не попадется и впредь и будет удачлив в воровстве). В некоторых местах с вечера под Благовещение крестьяне всей семьей переселялись "на летнее положение" в холодные клети, в летние избы, в сени или вообще на улицу, а в теплых избах оставались только больные, старики и малые дети.

Как с "начальной точкой" сельскохозяйственного года, с Благовещением связывались самые разные "хозяйственные" ритуалы. Например, русские хозяйки на Благовещение, между праздничной заутреней и обедней, сгоняли помелом кур с насеста, полагая, что от этого они начнут нестись уже к Пасхе, чтобы приготовить к Светлому празднику свеженьких яиц для христования. В Тульской губ. хозяйки под вечер на Благовещенье тайно ото всех клали в подвал на землю первый снятый по осени кочан капусты, а когда на другой день приходили от праздничной обедни, этот кочан разламывали и тщательно осматривали, т.к. сущестовало поверье, что в нем можно найти чудесные семена: если вперемешку с ними засеять рассаду, то для выросшей из нее капусты будто бы не будет страшен никакой мороз. Лужичане на Благовещение старались посеять лен, а южные славяне сажали огородные культуры, чтобы они были "благи", т.е. сладкие и сочные. В Македонии девочки-подростки первый раз на Благовещение замешивали хлеб, чтобы он всегда удавался им "благ", т.е. мягок и вкусен; кроме того, девочкам в этот день прокалывали уши для сережек, считая, что ранка в этом случае будет "блага" и быстро заживет. У восточных славян на Благовещение освящали мак и лен вместе с зерном для посевов. На Карпатах к этому празднику приурочивался первый выгон скота, причем он производился даже в том случае, если травы еще не было. Сербы на Мораве жгли на Благовещение огонь на навозной куче перед хлевом, чтобы коровы давали много густого и жирного молока.

0

7

Так как Благовещение считалось днем пробуждения пчел, ряд обрядов этого праздника был тесно связан с этими насекомыми. Например, сербы на Благовещение ходили к пчелам с ключом от дверей, с плужной или колесной чекой и выпускали пчел из летка, смазанного медом. Украинцы на Харьковщине вкладывали в леток череп благовещенской щуки так, что-бы пчелы выползали наружу между щучьими зубами; считалось, что тогда пчелы "не дадут себя в обиду". В Закарпатье хозяин не выходил на Благовещение из дома, чтобы пчелы не покинули ульи; а в польском Поморье пчел в этот праздник освящали. Болгары и сербы на Благовещение окуривали ульи дымом от тлеющих тряпок и навоза, чтобы к пчелам не забра-лись змеи или мыши. У восточных славян (украинцев, белорусов, русских) пчеловоды под-кармливали пчел просфорным порошком, смешанным с медом, и при этом молились, чтобы "повелел Господь пчелам начать святые меды, желтые и белые, и частые рои в пожитке и миру христианскому в удовольствие".
Вообще, праздник Благовещения в народном сознании повсеместно связывался в первую очередь с будущим урожаем, так как, по народному убеждению, именно на Благовещение земля "пробуждается" от зимнего сна. Прикасаться к земле, "беспокоить землю" до этого праздника считалось в народе большим грехом и строго воспрещалось, а нарушение за-прета, по поверью, грозило засухой, градом, неурожаем и прочими бедами. На Благовещение же, по словам крестьян, "сам Господь благословляет землю и открывает ее на сеяние" ; в этот день, согласно одной из народных легенд, архангел Гавриил водит соху с запряженным в нее белым конем, а Мать Пресвятая Богородица пригоршнями разбрасывает из золотой кошницы жито, моля Господа о благословении будущего урожая. Потому и принято было некогда в малорусских губерниях на Благовещение ставить образ "праздника" в кадку с яро-вым зерном, предназначенным для посева, и молиться перед ним: "Мать Божия! Гавриил-Архангел! Благовестите, благоволите, нас урожаем благословите: овсом да рожью, ячменем, пшеницей и всякого жита сторицей!"

С праздника Благовещения у восточных славян традиционно начиналась пахота. При этом на Благовещение сев обычно не начинали, полагая, что этим можно накликать неурожай; существовало даже поверье, что тот день, на который пришелся этот праздник, будет несчастливым для посевов и пахоты, зато следующий за ним день будет для урожая самым удачным и счастливым. Вероятно, запрет начинать пахоту в самый день Благовещения был связан с общим запретом на работу в этот день; кроме того, крестьяне, по-видимому, считали нужным дать земле на Благовещение окончательно очнуться от сна, принять благословение небес и, возможно, выпустить из недр своих всех существ, укрывшихся там на зиму (не толь-ко зимующих под землей гадов, но и нечистую силу, которая, по народному убеждению, с первыми заморозками проваливается сквозь землю - в ад или подземные вертепы, - а весной, во время "раскрывания" земли, снова выскакиет наружу). Поэтому вместо пахоты на Благо-вещение обычно занимались гаданием о будущей погоде, урожае и пр., опираясь при этом на различные приметы, например: "каково Благовещение, такова и Святая ", "на Благовещение дождь - родится рожь: густа да колосиста, да умолотиста!", "мокрое Благовещение - грибное лето, спорый ход красной рыбы", "Благовещение без ласточек - холодная весна" (южн.), "если на Благовещение ветер, иней и туман - к урожайному году, гроза - к теплому лету и урожаю орехов", "на Благовещение мороз - урожай на грузди", "вёдро в Благовещение - к пожарам", "коли на Благовещение снег на крышах есть, так и будет еще и на Егорья в поле", "на Благовещение солнечный день - пшеница уродится", "если на Благовещение на небе ма-ло звезд, то будет мало яиц", "коли ночь на Благовещение теплая, весна будет дружная", "в Благовещение мороз - и под кустом овес", "на Благовещенье солнышко с утра до вечера - об яровых тужить нечего: благая весть - будет чего поесть!" и т.д.
Для защиты от различных вредных насекомых витебские крестьяне на Благовещение старались во время умывания не пролить на пол ни капли воды и не уронить ни крошки во время праздничной трапезы; кроме того, в тех же местах для защиты от блох кто-нибудь из домашних рано утром, сняв с себя рубаху, втайне от всех мел хату, выносил мусор и, захва-тив с собой снега и льда, разбрасывал их по полу, а потом опять надевал рубаху и ложался спать. В Закарпаться на Благовещение также мели избу для защиты от блох, а затем ломали и выбрасывали метлу. В некоторых районах Сербии запрещалось на Благовещение убивать блох и вшей, а женщины не выливали из дома на двор ни капли воды, чтобы мухи не досаж-дали скоту. Русские Забайкалья для защиты от блох сжигали в подполе тряпку. В Боснии и зап. Сербии на Благовещение подметали дом и двор, собирали мусор и поджигали его перед домом (для защиты от блох и пр.) или под плодовыми деревьями (для защиты от гусениц), а также прыгали через огонь (чтобы защитить себя на все лето от всяких вредных насекомых). В Полесье мусор, собранный на Благовещение, также сжигали на дороге или на меже для защиты от насекомых и змей; но там для этого обычая существовало еще и другое объясне-ние: считалось, что мусор, выметенный на Благовещение и выброшенный в поле или огород, вызывает буйный рост сорняков, и его жгли во избежание "порчи", либо вообще запрещали в праздник мести жилище и выбрасывать мусор.

Видное место в благовещенской обрядности занимали также обряды, которые должны были защитить людей и их окружение от нечистой силы, особенно опасной в это время. Так, например, у русских, белорусов, сербов, болгар и пр. существовал обычай отпугивать нечистых духов на Благовещение выстрелами, битьем в печные заслонки, криком и шумом, коло-кольным звоном и т.д.

Помимо этого, к Благовещению приурочивались также различные запреты, которые следовало соблюдать для защиты от нечистой силы. Так, болгары верили, что на рассвете праздника Благовещения самодивы и самовилы возвращаются из своих жилищ (где они пре-бывали со дня Усекновения) и купаются в реках, озерах и даже колодцах; поэтому утром на Благовещение запрещалось подходить к воде, чтобы потревоженные самовилы не наслали свои чары. Считалось также, что в день Благове-ще-ния появляется змей-домовик, который пересчитывает всех домочадцев, и тот, кого он не увидит и не сосчитает, в течение года ум-рет; поэтому к этому празднику все домочадцы старались вернуться из отлучки домой. У ук-раинцев на Карпатах существовало поверье о том, что из яйца, снесенного на Благовещение, может вылупиться "осинавец" (нечистый дух, родственный огненным змеям), поэтому хо-зяйки выбрасывали благовещенские яйца в реку; белорусы же полагали, что из яиц, снесен-ных на Благовещение, выведутся цыплята-калеки, и чтобы предотвратить это, яйца клали в ступу и "угрожали" ему, делая вид, что толкут его пестом. Украинцы Волыни не советовали охотиться и вообще приходить в лес на Благовещение, полагая, что в этот день черт или ле-ший (который как раз в это время выходит из-под земли) "водит" охотников по непролазным чащам; а белорусы полагали, что на Благовещение ружье "не убивает" дичь или леший не позволяет охотникам метко целиться, поэтому охотнику в лес идти не следует - все равно удачи не будет.

0

8

Русские для защиты от ведьм на Благовещение разжигали ритуальные костры из старых вещей (прошлогодних со-ломенных постелей, ветхих лаптей, старых тряпок и пр.), "пугая" таким образом ведьм, и прыгали через огонь, полагая, что это на весь год защитит от недугов, сглаза, разного рода несчастий и пр., а также окуривали дымом костров одежду, проводили между кострами скот (для защиты от порчи и эпидемий и для появления здорового приплода), переносили через огонь некоторые вещи (для предохранения их от сглаза) и даже окуривали огнем углы изб (для защиты жилья от всякой скверны, нечистых духов и разных бед).

Вообще, с огнем в праздник Благовещения были связаны самые разные приметы и обычаи. Так, например, во многих местах к этому празднику приурочивался ритуал добывания ("вытирания", получения трением) особого "живого" огня: от него зажигали очисти-тельные благовещенские костры, а также разносили его по всем домам, обновляя, таким об-разом, домашний огонь . При этом, впрочем, кое-где у восточных славян запрещалось зажигать огонь в доме накануне Благовещения и (реже) в сам праздник, чтобы не ударила молния или чтобы в яровых хлебах "не повредилась солома" . Однако в других местах, напротив, под Благовещение в избах на ночь не тушили огней, чтобы лучше уродился лен и не выжгло молнией урожай и постройки. В огне печи вечером на Благовещение русские старухи пережигали соль, полагая, что этом случае она приобретет удивительные лечебные свойства и не хуже "страстрой-четверговой" будет снимать всякие недуги, горячки и лихорадки; эту же "благовещенскую соль" использовали в течение года и для лечения скота (для этого соль сыпали в ржаное тесто и пекли колобки, которыми потом подкармливали животных). Даже зола и головни от благовещенского огня наделялись в народе полезными свойствами: на-пример, в русских деревнях, когда капуста и прочие растения в огороде портились, их посы-пали этой золой, полагая, что она "поправит" овощи.

Во всех подобных "огненных" обрядах выражалась вера в очистительную и целебную силу огня, символа живительного солнца, свойственная всем древним языческим религиям и, в частности, религии древних славян. Приурочивались эти обряды к празднику Благовеще-ния потому, что этот день издревле считался началом весны (весеннее равноденствие около 25 марта) и преобладания дня над ночью, началом времени пробуждения всеоживляющего солнца, источника теплоты и света, необходимых для жизни; и недаром этот день считался в народе одним из величайших праздников года. В языческие времена около этого дня празд-новались комоедицы, "медвежьи праздники", языческая масленица. Эти весен-ние празднен-ства должны были быть прикреплены к солнеч-ной фазе; и только христианский великий пост, начало которого падало то на февраль, то на март, оттеснил масленицу за пределы ее исконного места в календаре.

0

9

Пословицы, связанные с этим праздником, утверждают: "На Благовещение весна зиму окончательно преодолела" или "Благослови зиму разрушает", а потому внимательно следили за погодой.

Если вечером звездно, то родят конопли.
Какая погода на Благовещение, такова и на Большой день.
Хорошая погода - хороший урожай.
Туманное утро - половодье на реках.
Если на Благовещение лежит снег - лето неурожайным.
Если появятся лягушки и исчезнут, то столько еще будет холодно.
Благовещение без ласточек - холодная весна.
На Благовещение всякая гадь вылезает из гнезда.
На Благовещение зимы не ругай, а саней не прячь.
На Благовещение аист прилетает и медведь встает.
На Благовещение птица гнезда не вьет.
Если на Благовещение петух на пороге напьется, то на Юрия (6 мая) вол напасеться.
До Благовещения каменная весна.

Относительно праздника Благовещения в народе говорят, что даже птички в этот праздник гнезда не вьют, то есть ничего делать нельзя. И есть такая народная примета, что все, что родилось на Благовещение (люди, животные), маленькое по размеру. Относительно жизненного пути - всего в области предположений. Выводы делайте сами.

0


Вы здесь » Городище - прикольный городок! » Новости » Приметы на Благовещение