Что-то кони мне попались привередливые...
16:12 25.01.2011ОБЩЕСТВО
25 января поклонники творчества В.С.Высоцкого отмечают его день рождения. Владимир Высоцкий имеет прямое отношение к Беларуси – у него брестские корни. Дед актера и певца родился в Бресте, и вполне возможно, что он передал внуку по наследству творческие гены.
По сообщению польских исследователей, сохранилась метрическая книга регистрации евреев, рожденных в 1889 году в Брест-Литовске. Там записан мальчик Вольф, появившийся на свет 13 апреля 1889 года от родителей - мещанина местечка Сельца Пружанского уезда Шлиома Высоцкого и Хаси-Фейги Бульковштейн, что засвидетельствовал раввин г.Бреста. Кстати, всю свою жизнь, по воспоминаниям племянницы Ирэны, он день рождения отмечал не по новому стилю - 25 апреля, а по старому - 13-го, пишет "Брестский курьер".
"Начальное образование получил в городской четырехклассной школе. По ее окончании был принят в коммерческое училище в Брест-Литовске, откуда по семейным обстоятельствам перешел в коммерческое училище купеческого общества г. Люблина, которое закончил, получив среднее образование, в 1911 г.", - так написал он в своей автобиографии. В Люблин Вольф Высоцкий поступил, будучи уже 20-летним, в 1909 году.
Интересные сведения о Вольфе Высоцком сообщил в "Газете по-киевски" ее автор Михаил Кальницкий. Приведем сокращенный вариант его публикации.
"В 1911 году в Киев приехал поступать в Коммерческий институт 22-летний уроженец Бреста, сын мастера-стеклодува Вольф Шлиомович Высоцкий. Вольф поступил на экономическое отделение института.
Проучившись два семестра, он решил поступить в армию вольноопределяющимся. Игра стоила свеч: в этом случае ему полагался лишь один год действительной службы. Отбыв его в 165-м пехотном Луцком полку и даже удостоившись юбилейной медали в честь 300-летия дома Романовых, Высоцкий вернулся в институт. В октябре 1917 года он получил диплом и звание кандидата экономических наук второго разряда.
Но этого показалось мало. И Вольф Высоцкий поступил на юридический факультет Киевского университета. Закончив и его, в 1919-м он поступил еще в Киевский институт народного хозяйства (КИНХ). Вероятно, "теоретические" специальности были в то сложное время недостаточно востребованы, а нужно было содержать семью - мать-старуху (отец умер), жену и двоих сыновей. Поэтому Владимир Семенович Высоцкий (так переписал свое имя-отчество бывший Вольф Шлиомович) стал студентом коммерческо-технического факультета по производственно-промышленному отделению. Он попробовал организовать кустарную мастерскую по производству театрального грима, а во время нэпа успешно работал на косметическом производстве. Кстати, в этой сфере с ним сотрудничал брат Леон - видный инженер-химик, тоже учившийся в Киевском коммерческом институте и КИНХе.
Но и предыдущей квалификации обладатель трех высших образований не забывал. Например, в Москве (куда переехал в 1926 году Владимир Высоцкий и где в 1938-м у него родился внук-тезка) он со знанием дела исполнял обязанности юрисконсульта, коммерческого директора и т.п."
Неслабая слабая половина
И деда Вольфа, и сына его Семена, и внука Владимира преследовал какой-то рок по части женщин.
Читаем дальше публикацию Михаила Кальницкого:
"Еще студентом, в 1915-м, Вольф Высоцкий женился. Его избранница родилась в семье состоятельного жителя Житомира Евсея Бронштейна. Любопытно, что у бабушки Володи Высоцкого по разным документам можно насчитать две даты рождения и целых пять имен! Метрическая запись о ее рождении относится к 1891 году, и оформлена она там как Дебора. Но в записи о браке с Вольфом Высоцким она фигурирует как Дора, и год ее рождения каким-то образом превращается в 1893-й. Дальше, ко времени революции, она пышно именуется Ирадиадой. А родственники и друзья чаще всего называли ее Ириной. Вот уже четыре имени. Пятое появилось позже.
Дед поэта В.Высоцкий и актриса Эльга Аренс, оказавшаяся разлучницей семьи. Его внук - на обложке пластинки.
Получив медицинское образование в акушерско-фельдшерской школе, Дебора-Дора-Ирадиада в конце концов освоила специальность, близкую к "бизнесу" мужа, и стала косметологом. Золотоволосая, живая, остроумная, она была очень яркой женщиной. Знала себе цену и не позволяла собою командовать. Ну а муж ее, надо признать, не считал себя тесно связанным узами супружеской верности. То и дело у него возникали увлечения на стороне. Может быть, больше всего законную жену разозлил его роман с Эльгой Аренс - популярнейшей в то время в Киеве эстрадной певицей. И хотя в Москву супруги все же переехали вместе, этот брак был обречен. Владимир Семенович остался в Москве, где завел новую семью. А Ирадиада Евсеевна вернулась в Киев.
Когда Киев оккупировали немцы, она продолжала жить здесь. Это грозило ей, еврейке, гибелью. И в 1942-м она оформила церковный брак с Георгием Лукичом Семененко и записалась как православная. С тех пор бывшая Дора Евсеевна Высоцкая стала Дарьей Алексеевной Семененко. Именно это имя начертано на ее могиле на Байковом кладбище.
В.Высоцкий-дед в конце 40-х г.г. В.Высоцкий-внук в 70-е годы
До самой своей смерти в 1970-м она жила в коммунальной квартире в старом доме на ул.Ивана Франко, 20. Этот адрес хорошо знал Володя Высоцкий - ее первый внук, в котором она души не чаяла. В каждый свой приезд он не забывал посетить бабушку. К слову, Дарья Алексеевна обожала театр, не пропускала ни одной премьеры. И когда Володя, бросив инженерно-строительный институт, подался в актеры - она как никто другой из родни поняла и поддержала его".
Бабушка поэта Дебора-Дора-Ирина с первенцем Семеном, будущим его отцом
Он не был ортодоксом
Людмила Яременко, племянница Вольфа, дочь его старшего брата Леона, вспоминает об отце и дядюшках так: "Когда мне было лет пять, он (отец Леон) и меня в синагогу водил на праздник Торы… Дядя Исаак был атеистом и коммунистом - полной противоположностью моему отцу. А дядя Володя - ни то ни се". Любопытная оценка, подтверждающая, что средний брат ни в чем не был ортодоксом, предпочитая быть "вольным художником". И при этом он был просто замечательно отзывчивым и чутким человеком.
Другая племянница - Шуля (Суламифь), родившаяся в Жабинке и чудом уцелевшая в Холокосте (уехала за два дня начала войны в Минск, а затем в Саратов), в 1944 г. отыскала в Москве дядю, привезя в столицу группу самодеятельных артистов. Ее рассказ об этом записала М.Рощина:
"Как её встретил дядя Володя (дедушка Владимира Высоцкого), равнодушно слушать невозможно. Ведь она - дочь единственной и любимой сестры Малки, Манички. Певуньи и сказочницы. Обнимались, плакали... Потом он убежал в магазин, накупил много всякого вкусного и фрукты, арбуз! Это - ей, уже давно одинокой и голодающей... И не отпустил - Шуля у него переночевала: "Он мне и деньги в карман сунул". Только утром отпустил к своим подопечным. "Каждый день я ему звонила и отчитывалась. Если забывала - выговор!", - Шуля улыбается. И с тех пор, каждые зимние каникулы Маничкина дочка проводит в Москве у дяди Володи…".
Умер Владимир Семенович-старший в 1962 г. в Москве.
Павел Леонидов (дядя поэта, точнее, племянник его бабушки Ириады Алексеевны, двоюродный брат Семёна Владимировича Высоцкого) в книге "Владимир Высоцкий и другие" так описывал Владимира Семёновича Высоцкого-старшего, деда поэта: "Он ничего не создал, но был очень талантливым, очень ярким человеком: большая голая голова, дьявольская нацеленность взгляда стариковских глаз, классический нос с горбинкой, саркастическая усмешка кривит губы и сверкает золото зубов".
Молодой Вольф Высоцкий в студенческие годы в Киеве. Владимир Высоцкий в фильме «Служили два товарища»
***
А мы живем в мертвящей пустоте -
Попробуй надави, так брызнет гноем...
И страх мертвящий заглушаем воем -
И вечно первые, и люди, что в хвосте.
И обязательное жертвоприношенье,
Отцами нашими воспетое не раз,
Печать поставило на наше поколенье,
Лишило разума, и памяти, и глаз.
И запах крови, многих веселя...
***
Притча о Правде и Лжи
В подражание Булату Окуджаве
Нежная Правда в красивых одеждах ходила,
Принарядившись для сирых, блаженных, калек, -
Грубая Ложь эту Правду к себе заманила:
Мол, оставайся-ка ты у меня на ночлег.
И легковерная Правда спокойно уснула,
Слюни пустила и разулыбалась во сне, -
Грубая Ложь на себя одеяло стянула,
В Правду впилась - и осталась довольна вполне.
И поднялась, и скроила ей рожу бульдожью:
Баба как баба, и что ее ради радеть?! -
Разницы нет никакой между Правдой и Ложью,
Если, конечно, и ту и другую раздеть.
Выплела ловко из кос золотистые ленты
И прихватила одежды, примерив на глаз;
Деньги взяла, и часы, и еще документы, -
Сплюнула, грязно ругнулась - и вон подалась.
Только к утру обнаружила Правда пропажу -
И подивилась, себя оглядев делово:
Кто-то уже, раздобыв где-то черную сажу,
Вымазал чистую Правду, а так - ничего.
Правда смеялась, когда в нее камни бросали:
"Ложь это все, и на Лжи одеянье мое..."
Двое блаженных калек протокол составляли
И обзывали дурными словами ее.
Стервой ругали ее, и похуже чем стервой,
Мазали глиной, спускали дворового пса...
"Духу чтоб не было, - на километр сто первый
Выселить, выслать за двадцать четыре часа!"
Тот протокол заключался обидной тирадой
(Кстати, навесили Правде чужие дела):
Дескать, какая-то мразь называется Правдой,
Ну а сама - пропилась, проспалась догола.
Чистая Правда божилась, клялась и рыдала,
Долго скиталась, болела, нуждалась в деньгах, -
Грязная Ложь чистокровную лошадь украла -
И ускакала на длинных и тонких ногах.
Некий чудак и поныне за Правду воюет, -
Правда, в речах его правды - на ломаный грош:
"Чистая Правда со временем восторжествует, -
Если проделает то же, что явная Ложь!"
Часто разлив по сто семьдесят граммов на брата,
Даже не знаешь, куда на ночлег попадешь.
Могут раздеть, - это чистая правда, ребята, -
Глядь - а штаны твои носит коварная Ложь.
Глядь - на часы твои смотрит коварная Ложь.
Глядь - а конем твоим правит коварная Ложь.
1977
***
Снег скрипел подо мной,
Поскрипев, затихал,
А сугробы прилечь завлекали...
Я дышал синевой,
Белый пар выдыхал, -
Он летел, становясь облаками.
И звенела тоска, что в безрадостной песне поется,
Как ямщик замерзал в той глухой незнакомой степи:
Усыпив, ямщика заморозило желтое солнце,
И никто не сказал: "Шевелись, подымайся, не спи!"
...Все стоит на Руси
До макушек в снегу, -
Полз, катился, чтоб не провалиться:
Сохрани и спаси,
Дай веселья в пургу,
Дай не лечь, не уснуть, не забыться!
Тот ямщик-чудодей бросил кнут и - куда ему деться:
Помянул о Христе, ошалев от заснеженных верст, -
Он, хлеща лошадей, мог движеньем и злостью согреться,
Ну а он в доброте их жалел, и не бил - и замерз.
...Отраженье свое
Увидал в полынье,
И взяла меня оторопь: в пору б
Оборвать житие, -
Я по грудь во вранье,
Да и сам-то я кто?! Надо в прорубь.
Хоть душа пропита - ей там голой не вытерпеть стужу.
В прорубь надо да в омут, но сам, а не руки сложа!
Пар валит изо рта: эк душа моя рвется наружу, -
Выйдет вся - схороните, зарежусь - снимите с ножа.
Снег кружит над землей,
Над страною моей, -
Мягко стелет, в запой зазывает...
Ах, ямщик удалой, -
Пьет и хлещет коней,
А непьяный ямщик - замерзает.
1977