«ПЕРдложения» писать тонким перышком в тетрадь, или Чему учат в школе
08.12.2010 Анастасия Зеленкова
Корреспондент «Cалідарнасці» заглянула в пособие для первоклашек и ужаснулась. Изучая «Человек и мир», дети должны научиться писать «нет» в «пЕРдложениях», уметь «опознать насекомых по описанию», раскрашивать изображение прострела лугового и играть в игру «Кустарники».
От того, какие знания мы получим в школе, зависит наше будущее. Думается, у детишек, отправившихся в этом году в первый класс, оно будет самым радужным. Особенно, если заниматься малыши будут по пособию для учащихся общеобразовательных учреждений с русским языком обучения «Человек и мир» В.М.Вдовиченко и Т.А. Ковальчук.
Корреспондент «Cалідарнасці» по этому пособию в школе не занималась, а потому не развила в себе образное мышление и с его заданиями не справилась.
Первые же страницы ввели в ступор. Ученикам предлагалось раскрасить понравившееся животное. Особенно впечатлил выбор картинок и их цветовая подача: черный слон, черно-белый аист и серые медведь и зубр.
Лично у меня так и не сложилась возможная колористическая гамма ни одной из картинок. А отсутствие в формулировке запятой перед причастным оборотом неприятно удивило – как-никак учебное пособие.
Другое задание по разукрашиванию тоже вызвало затруднения. Сначала я долго вспоминала, как все же выглядит предлагаемая к разрисовыванию трясогузка, а потом поразилась, какой взрыв цветовых эмоций должен испытать ребенок при разукрашивании этой черно-серой птички.
Хочется все же думать, что первоклашки лучше информированы о представителях флоры нашего края, потому как лично я оказалась не готова с ходу разрисовать «изображение прострела лугового».
А вот следующее задание, судя по всему, специально придумано для тех, кто в будущем планирует связать свою жизнь с работой в органах. «Опознай насекомых по описанию», — просят составители учебного пособия. А почему не составить фоторобот? Хотя это уже, наверное, упражнение для второго класса. Кстати, к моему стыду, жучка, который «охраняет лес», я так и не опознала.
Неподкованной я оказалась и в вопросах здоровья. Особенно сезонного. Например, я так и не поняла, в чем подвох в задании, где требовалось определить занятия, способствующие укреплению здоровья и закаливанию. На мой взгляд, все три картинки отвечали этому требованию: тут тебе и лыжный спорт, и игра в снежки, и лепка снеговика.
Еще один пример силы человеческой мысли я обнаружила в уроке №7 по личной и общественной гигиене. От души позабавили рисунки, на которых изображено то, чего нельзя делать. Особенно понравился мальчик, который с таким упоением облизывает себе коленку (кстати, не очень простая задача). Хорош и любитель грязного белья. А вот голый ребенок с веником, который, оказывается, просто моется горячей водой, для меня так и остался загадкой. Вроде как, и неплохо, что моется, только можно ли с забинтованной (наверное, после зализывания) коленкой?
Наверное, после всех этих заданий «отразить в рисунке настроение здорового и больного ребенка» покажется пустяком. Как и предложение поиграть в игру «Кустарники» (эх, увлекательное, наверное, занятие).
Даже к названию уроков авторы подошли творчески: «Весна и здоровье» (о чем это они?), или совсем уж литературные: «Личная и общественная гигиена. Здоровые зубы – здоровью любы», «Осенние плоды и семена — источник здоровья».
Отдельного внимания достойны ошибки, которые в большом количестве присутствуют в заданиях. Например, детям предлагается написать «слово «нет» рядом с пЕРдложением…». Или это призыв такой: «Нет пЕРдложениям!»?
Грешат тексты и отсутствием (а иногда и неправильной постановкой) запятых: «Раскрась рисунок, на котором изображён труд людей, осенью» (осенью раскрасить?).
В общем, первоклашкам будет, чем заняться на уроке, познавая «Человека и мир» с помощью рабочей тетради В.М. Вдовиченко и Т.А. Ковальчук. Хочется думать, что другие учебники и учебные пособия для школьников разительно отличаются от этого.