«Чем отличается педагог от педофила?»

Татьяна ЗАМИРОВСКАЯ

Музыкальный критик Дмитрий Подберезский в своих авторских колонках не раз высказывался насчет сомнительности идеи детского «Евровидения»: он считает, что «на детях зарабатывать нельзя». Корреспондент «БелГазеты» встретилась с критиком и попросила его прокомментировать собственное мнение.

-Когда дети соревнуются - это плохо?

- Я понимаю, когда соревнуются взрослые. Мне приятно, что начали делать «Евровидение» для исполнителей классической музыки. Но дети - особая статья. Вводить детей в мир шоу-бизнеса - недопустимо. Вокруг этого конкурса собираются люди, которые делают коммерцию. Невозможно представить, чтобы «Евровидение» делалось ради чистого искусства: на нем стремятся заработать. И дети здесь выступают в качестве товара - чем больше продают прав на трансляцию, тем больше взрослые на детях зарабатывают. Я уверен, что организаторов «Евровидения» не интересует ни талант этих детей, ни их будущее, их интересует одно - окупить мероприятие и на этом заработать. Я где-то в Интернете читал, что со стороны Беларуси в сцену «Евровидения» вложили $500 тыс. - лучше бы отдали эти доллары в детские дома…

- Вы и впрямь считаете, что участие в «Евровидении» может травмировать психику ребенка?

- Представьте условного 10-летнего ребенка, который прилетает с большой группой в аэропорт «Минск-2», его встречают телекамеры, цветы, транспорт, его везут в гостиницу, у него культурная программа и очередь на интервью. Он начинает себя чувствовать звездой, кем-то избранным. Потом конкурс - и хорошо еще, если он третье место занимает, а если предпоследнее? Вокруг него - ни журналистов, ни телекамер, никому он не нужен. У ребенка стресс и психологический надлом: как же так - было все, а теперь нет…

- У белоруса Юры Демидовича никаких надломов не было!

- У него более высокие идеалы - классическая музыка, он сразу начал двигаться в нужную сторону. Я на эту тему недавно говорил с психологом, мне объяснили, что самое важное - чтобы рядом с ребенком был умный человек, педагог. А многие родители хотят делать карьеру на собственном ребенке. Мама будет говорить - ты самый талантливый, тебя засудили, здесь все нечестно, все куплено. Ребенок в итоге остается убежден, что он звезда, а мир несправедлив, и все врут. Детская душа впитывает такое очень легко. И ребенок вырастает с таким убеждением, и потом сам начинает врать и обманывать и к 20 годам вырастает человеком с полностью сдвинутыми моральными качествами.

Это можно подтвердить историями из советского кино. Часто бывало, например, что ребенок прославился в кино с какой-то ролью, зарабатывал огромные деньги, ему делали поблажки в школе, он был звезда, а потом взрослел и видел, что никому не нужен, - и человек в 20 с чем-то лет уже законченный алкоголик, например.

- Выходит, все детские конкурсы - это зло?

- Я ни в коем случае не против детских конкурсов! Но на них должен отсутствовать этот ажиотаж. Я недавно услышал где-то по телевизору: детское «Евровидение» в Беларуси - главное событие года. Журналистов за такое надо сразу увольнять! То есть приезд Хосе Каррераса - не главное событие года. А детская самодеятельность, которая является пародией на взрослую попсу, которая является пародией на попсу вообще, это событие года? Это осетрина третьей свежести, не второй даже. Кому это нужно? Видимо, властям Беларуси. Потому что через этот конкурс можно заявить о Беларуси, пусть и не на всю Европу, хотя бы на 14 стран.

Руководительница армянской делегации недавно правильно сказала, что форму детского «Евровидения» надо менять, убирать элемент соревнования. Во взрослом конкурсе участвует 40 стран, а в детском - 14; многие страны не хотят ставить своих юных граждан в условия, в которых у них может произойти психологический надлом.

- У нас «Евровидение» - отчасти сублимация. Беларусь мечтала провести его у себя, поэтому детское проводится в режиме взрослого, на широкую ногу…

- Да, но и дети в рамках этого конкурса ведут себя как взрослые! Конечно, учить детей работать на камеру нужно. Но когда из ребенка лепят маленького Диму Билана или Леди Гагу, это выглядит нелепо, это порнография какая-то.

- Детям, кстати, очень нравится китч, попса, мишура, дурной вкус…

- Дети курят не потому, что им хочется курить, а потому, что им хочется казаться взрослыми. С поп-музыкой такая же ситуация. Им нравится, да. Но в итоге у них выходит «как для взрослых, только хуже». Если взрослые правильно могут объяснить ребенку, что нужно делать, а что - нет, тогда отрицательных последствий можно избежать.

- Вы ездили на детские джазовые фестивали. Джаз - это тоже взрослая музыка…

- Я был на двух детских джазовых фестивалях. Один проходил в Киеве, там не было наград и победителей. Выдавались дипломы участникам и сувениры. Дети не волновались, были в своей тусовке, играли с опытными музыкантами, все были на равных. Не надо было выпендриваться - надо было просто показать, что ты можешь.

Второй фестиваль состоялся в Солигорске. Там было несколько номинаций по возрастным группам - выдавали призы, подарки, видеокамеры. И если сравнивать с Киевом, обид было больше. Мол, почему кому-то дали DVD-проигрыватель, а мне только флешку, я же лучше выступал! Мне одна девочка даже заявила: мол, все вы, жюри, подкупленные, я сыграла лучше всех, а мне ничего не дали. А девочке 15 лет. И она уже уверена, что весь мир куплен и все всех обманывают.

Я не против соревнований детей, но без ажиотажа и элемента материально воплощенной победы. Чем больше приз, тем это хуже. Ребенок будет рад плюшевому мишке, букету цветов и диплому. Больше ничего и не надо. Не надо отбирать у детей детство и преждевременно тянуть их в мир взрослых.

Этично ли использовать детей в качестве товара? Я недавно задал этот вопрос послу Доброй воли UNICEF - всемирно известной оперной певице Марии Гулегиной, прибывшей в Минск накануне «Евровидения» и встречавшейся с президентом Беларуси. Она сказала, конечно, что когда взрослые зарабатывают на детях, это ужасно.

- Поэтому вы и называли этот конкурс «музыкальной педофилией»?

- Это как в том анекдоте - чем отличается педагог от педофила? А тем, что последний действительно любит детей. Я как-то видел на «Славянском базаре» одно выступление. Там была небольшая околофестивальная программа, концерт. Выступает детский коллектив из Минска - восемь девчонок, все с картонными гитарами, одинаково одетые, вышли и изображают музыку под фонограмму, отточенно и красиво. А взрослые умиляются: «Ах, какие талантливые дети!» Детям 10 лет, и их уже приучают работать под фонограмму, приучают обманывать! Это и есть «великий момент» белорусской музыкальной педагогики. Это уже не педагоги, а педофилы! Пускай дети, которые хотят заниматься музыкой, сначала получают азы академического образования, а потом выбирают свою дорогу.

Справка «БелГазеты». Дмитрий Подберезский - музыкальный критик, писатель и журналист; пишет в т.ч. о джазе, блюзе и академической музыке. Автор-составитель первой и единственной в стране энциклопедии белорусской популярной музыки. Часто работает в жюри различных джазовых и блюзовых конкурсов.