Максим Кононенко (Известный музыкальный критик, политтехнолог, публицист, общественный деятель и блогер. )
Полярная звезда
Суд Нижнего Тагила приговорил 23-летнего главу местного фонда «Город без наркотиков» Егора Бычкова к трем с половиной годам колонии строгого режима за похищение человека и незаконное лишение свободы.
Вообще-то все, кто был в курсе методики фондов «Город без наркотиков», еще много лет назад были уверены, что рано или поздно это закончится судебными разбирательствами. Потому что методики этих фондов и их идеология были достаточно скользкими.
То есть, все понимают, что наркомания— страшное дело и бороться с ней можно только страшными методами. Все понимают, что распространением наркотиков занимаются этнические группировки. Но как только ты берешь на себя смелость обвинять в наркоторговле этнические группы и грубыми мужицкими методами выбивать дурь из безмозглых подростков— ты вступаешь в противоречие с существующим законодательством и должен отдавать себе отчет в том, что ставки в игре высоки. И поэтому Егор Бычков должен был знать, что его может ждать, когда он приковывал наркоманов наручниками к кроватям.
Но вовсе не извечные поиски баланса между законностью и справедливостью интересны в этом конкретном деле Егора Бычкова. В этом конкретном деле интересна реакция публики, точнее, наиболее медийной части публики— блогосферы.
Блогосфера разделилась полярно. Одни убеждены, что деятельность людей вроде Егора Бычкова свята и безгрешна. Другие столь же убеждены, что никакими святыми и безгрешными целями нельзя оправдывать нарушения действующего законодательства.
Суд снял половину обвинений с Егора Бычкова и учел его заслуги в борьбе с наркоманией
Здесь можно было бы обратить внимание на забавный для стороннего наблюдателя парадокс, который состоит в том, что первой (анархической) точки зрения придерживаются в основном люди достаточно либеральных (то есть— ратующих за закон) взглядов, в то время как второй (законнической) точки зрения придерживаются в основном государственники, то есть те, для кого закон что дышло.
Но парадоксы— дело аналитиков от постмодернизма. А вот поляризация— тема серьезная. Как-то так получается, что по любому, хоть простому, хоть сложному вопросу у российского общества всегда есть только два мнения: одно согласное, а другое— несогласное.
Захотели, например, развесить по Москве портреты Сталина— так общество разделилось на две части. Одни говорили, что Сталин— убийца, другие— что он модернизатор. Никто не говорил, что Сталин, конечно, модернизатор, хоть и убийца. Или, например, что Сталин— убийца, хотя и модернизатор. Нет, только черное или белое- и никаких серых тонов.
Вот и сейчас с этим Егором Бычковым. Он или ангел, или злодей. Тех, кто задается вопросом о законности благородных действий— единицы. Как и тех, кто задумывается о благородстве похищений и незаконных лишений свободы.
Телевизионное агентство Урала опросило жителей Нижнего Тагила о "деле Бычкова"
И ведь до смешного (если смеяться над страшным) доходит. Певица Юта, например, добрая, честная, открытая женщина написала в своем «Живом журнале», что всех, кто против Егора Бычкова, она сразу отфренживает. Манифест! Я бы списал на обычную женскую глупость, если бы не был знаком с Ютой и не знал, что она женщина умная.
Так какова же природа этой поляризации? Можно, конечно, попробовать списать все на географическую генетику: мол, русскому человеку есть только одно направление: на север, а на это направление ему указывает Полярная звезда. То есть, к Полярной звезде— это домой, а от звезды— это к черту.
Но на самом деле эта умозрительная конструкция лишь следствие. Следствие природной склонности русского человека к элементарным решениям. Не умеет наркоман лечиться— научим. Не хочет— заставим.
Гнилой Запад в силу своей гнилости принимает решения медленнее и неувереннее. Они и метадон пробуют, и раздачу шприцов, и марихуану в аптеках по специальным рецептам. Любой русский нарколог в считаные секунды разгромит все эти начинания железными аргументами— но они-то, черт возьми, пробуют! Они пытаются тыкаться носом во все углы этой западни в надежде найти хотя бы какой-нибудь выход. А у нас все очень просто- или ты с нами, или ты против нас. И тогда мы тебя сломаем.
Склонность к простым и кажущимся эффективными решениям в России совершенно тотальная. Порой складывается такое ощущение, что хрестоматийный метод Шарикова: «Взять все- и поделить!» взят на вооружение всеми слоями общества, от социальных до этнокультурных. Не в том смысле взят, что «поделить», а в том, что все вопросы можно решить настолько же просто.
Отсюда и Третий Рим. Отсюда и коммунизм. Отсюда же, кстати, и Полярная звезда с ее извечным направлением туда, где очень плохо и где никого нет. Простые решения— в борьбе с Ватиканом, в борьбе с царем, в борьбе с конкурентами.
Простые решения— вот то, что губило и губит Россию. Переламывание устоев, Петр Первый, декабристы, народовольцы, большевики, перестройка, Ельцин, приватизация, чеченская война, чеченское сопротивление— все эти на первый взгляд эффективные решения порождали и продолжают порождать такое количество побочных эффектов, что изначальные цели этих простых решений попросту забываются.
А как только первоначальная цель забывается— любое действие превращается в фарс. А его участники— в клоунов.
Предпоследний пример— марши несогласных и митинги в защиту 31-й статьи Конституции. Чего хотят несогласные и те, кто 31-го числа приходит на Триумфальную площадь, уже никто и не помнит. Но все знают, что шоу состоится при любой погоде. И заранее рассаживаются перед мониторами своих компьютеров, чтобы вкушать смешные подробности.
Последний пример был приведен выше— это история с Егором Бычковым. Все выступавшие в защиту Бычкова или же против Бычкова остались сидеть перед своими компьютерами. Никто из них не придумал, как бороться с наркоманией без наручников. Никто не придумал, как использовать наручники в соответствии с законодательством. Но каждый успел принять сторону.
Потому что каждого русского ведет Полярная звезда.
Звезда простых решений.
Как найти Полярную звезду